Икона Спаситель
Икона Спаситель – самая главная и почитаемая икона в любом православном храме и в доме верующего человека. Эта икона дарует человеку утешение и внутреннюю силу, а также способствует исцелению от физических и духовных болезней.
На самых ранних иконах Христа изображали в виде агнца или рыбы, но позднее эти символические изображения были запрещены церковью. Каноническое изображение Спасителя в человеческом облике было утверждено в IX веке. На иконах оно изображается строго по церковному Уставу, обязательными элементами являются крестчатый нимб, красный хитон (рубашка) и синий гиматий (плащ).
Очень часто на иконах Спаситель изображен с книгой, которая может быть закрытой или раскрытой с цитатой из Евангелия, или же со свитком. Символическое толкование у этих предметов одинаково – спасительное учение, с которым Христос пришел в мир.
В те времена, когда о чудесах, совершаемых Иисусом, было известно уже далеко за пределами Палестины, правитель Озроена Авгарь V Черный тяжело болел. Уверовав в Христа, он послал к нему живописца Ананию с просьбой об исцелении. Живописцу никак не удавалось выполнить поручение царя, а попытка срисовать издали Лик Христа не увенчалась успехом, так как выражение его постоянно менялось.
Тогда Спаситель встретился с ним и умывшись водой, обтерся принесенным ему убрусом (четвероконечный платок). На убрусе чудесным образом возникло нерукотворное изображение его Лика – Спас Нерукотворный. Вместе с живописцем Спаситель передал Авгарю убрус и послание о том, что приложившись к нему он получит облегчение, а крестившись – полное исцеление. Все произошло ровно так, как предсказывал Спаситель. Нерукотворный образ долгие столетия пребывал в Едессе, столице Озроена, много раз уберегал ее жителей от различных несчастий, и стал предметом особого почитания.
Русь увидела Лик Христа в 988 году, когда было принято Крещение. С XII века образ Спаса Нерукотворного появляется в росписях церквей, а позднее как самостоятельное изображение. Образ Спасителя занимает центральное место в искусстве Руси. В нем человек видел главный смысл и оправдание своей жизни, он служил защитой от врагов, его помещали над воротами крепостей и городов, а также на воинских знамениях.
Иконы Спасителя относят к шести иконографическим типам:
- Спас Нерукотворный
Бывает двух видов – Спас на убрусе (Лик Спасителя изображен на фоне платка, концы которого завязаны в узлы, а по нижнему краю идет кайма) и Спас на чрепии (Спаситель изображен на ровном, или имитирующем черепицу фоне). Иисус на них предстает в образе человека средних лет с бородой, разделенной надвое и длинными, вьющимися на концах, волосами.
- Спас Вседержитель (Пантократор)
На этих иконах Иисус изображен в возрасте его проповедничества с прямыми гладкими волосами, спускающимися на плечи, короткой бородой и небольшими усами. Изображается он либо в полный рост, либо огрудно, или же по пояс. В левой руке Господь Вседержитель держит Евангелие или свиток, а правой благословляет.
- Спас на престоле
Здесь Спаситель изображается также с книгой или свитком, но всегда в полный рост, сидящий на престоле, который является символом его царственной силы.
- Спас в силах
Спасителя изображают на фоне красного квадрата с вытянутыми концами, восседающем на престоле и держащим в руках книгу. Квадрат – это символ земли, а ангел, лев, телец и орел олицетворяют евангелистов Матфея, Марка, Луку и Иоанна. Поверх квадрата изображен синий овал, символизирующий духовный мир, а в нем изображены ангелы, как символы сил небесных. Поверх овала – красный ромб, который символизирует мир невидимый.
- Спас Эммануил
Спаситель изображается в возрасте двенадцати лет в хитоне и гимантии со свитком в руках. Эммануил в переводе означает «С нами Бог». Этот образ встречается сравнительно редко.
- Спас Благое Молчание
Господь предстает перед нами в образе ангела в белой мантии с широкими рукавами, руки его прижаты к груди, а за спиной виднеются спущенные ангельские крылья. Это единственная икона, где в нимбе вместо креста находится восьмиконечная звезда, образованная из двух квадратов, один из которых означает божественность Господа, а другой - мрак непостижимости Божества.
К Иконам Спасителя обращаются с молитвами об исцелении от всяческих недугов, о придании жизненной силы.
День памяти 16 августа по старому стилю / 29 августа по новому стилю
Молитва
«О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю воисцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимы, лица Твоею, Господи, ищем, и с Давидом во смирении душ наших зовем не отврати лица Твоею, Господи, от нас, и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Себе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь»